Чем «страдает» современный кинематограф? Автор: Татьяна ВОЛЧЕНКО Опубликовано 19 сентября 12 (12:15) Статья из номера: «Аргументы и Факты - Саратов»№38 Татьяна Зорина - о международном кинофестивале Девятый год подряд в нашем городе проходит международный кинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Своим мнением о том, как развивается отечественный и зарубежный кинематограф, с еженедельником поделилась директор фестиваля Татьяна Зорина. Лирически-иронический подтекст - Нельзя оспорить факт, что «Саратовские страдания» заняли достойную нишу в культурной жизни нашего города. - Мы делаем то, что считаем нужным, и каждый стремится доказать, что его дело самое важное. Если на первом кинофестивале было всего 14 картин из 4 стран, а в числе зрителей в основном те, кто разбирается в кинематографе, то в этом году представлены фильмы уже из 17 стран, и в залах негде яблоку упасть. Фестиваль, безусловно, нужен, и хочу сказать - не только Саратову. Очень тесные партнерские отношения нас связывают с немцами. Сами «Саратовские страдания» зарождались на базе фестиваля «Мастер Фест» в Московском Доме кино, и проводили его немецкие кинематографисты. В те годы в России о фестивалях в таком виде, какие они существуют сейчас, практически не знали. Зато они были довольно популярны за рубежом - это один из продуктивных способов того, что называется кинопрокатом. Когда российский кинопрокат развалился, начали практиковать фестивали, активно использую местную символику и бренды. Так появились «Саратовские страдания». Это название фестиваль получил от мелодрам, но кроме лирического здесь очевиден и иронический подтекст. - Программа фестиваля представлена самыми яркими фильмами, снятыми в последнее время в России, Румынии, Германии, Китае, Испании, США, Ираке, Великобритании. Как же сориентироваться в таком потоке информации? - Для удобства мы создали сеансы, внутри каждого есть своя драматургия. Смысл фестиваля в том и состоит, чтобы насытить эмоциями всех участников. Зачастую доходит до того, что человек просто перестает реагировать на увиденное. С другой стороны, есть возможность обменяться впечатлениями с критиками и авторами фильмов, которые принимают участие в фестивале. На мир - «зашоренным» взглядом? - Как бы вы охарактеризовали отечественный кинематограф? - Все разговоры о том, что он умер, что у нас нет хороших режиссеров, связаны с «катастрофическим» сознанием. Мы сами себя загнали в угол. Отсюда - специфический язык искусства и культуры в целом. Да, было время, когда мы испытывали «дефицит идей»: российские фильмы зачастую страдают отсутствием «глобального» взгляда на происходящие процессы. Мы привыкли снимать героя и его жизнь, а европейцы акцентируют внимание на проблемах цивилизации и с успехом «инкрустируют» их в отдельно взятые судьбы. Да и финансирование зачастую не сравнить с зарубежным. Одно дело, когда снимаешь фильм в одной сибирской деревне, другое - когда имеешь возможность показать весь мир. - Много ли саратовцев среди участников кинофестиваля? - Нет, но это объясняется тем, что мы перестали проводить конкурс любительского кино. А в целом в городе достаточно экспериментаторов - художников, которые занимаются современным искусством и параллельно делают арт-проект, связанный с видео. Наступил момент, когда все идеи оказались, что называется, исчерпаны, и теперь мы выжидаем время, когда количественные показатели перерастут в качественные, тогда конкурс возобновится снова. С другой стороны, мы традиционно открываем фестиваль саратовским фильмом. В этом году это было кино Инны Прозоровой об Ольге Сиротининой, известном ученом. Кстати: Президент кинофестиваля «Саратовские страдания» - народный артист СССР Олег Табаков.